+7 495 653 15 36
ncee@vavt.ru

create your own block from scratch
Методические рекомендации
По определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды





автоматизированная расчетная форма
Для определения в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды

загрузить
Автоматизированная расчетная форма создана для упрощения процесса расчета потенциала и целевого уровня снижения потребления энергоресурсов и воды зданием.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

- Для корректного расчета значений при заполнении следует руководствоваться только методическими рекомендациями и декларацией о потреблении энергетических ресурсов;

- Проверять заполняемые поля, читать пояснения и следить за рекомендациями Автоматизированной системы расчета;

- Сохранить, распечатать и подписать после корректного заполнения лист "0. Результаты расчета" (он потребуется для сверки полученных результатов в течение первого и последующих трехлетних периодов)

Часто задаваемые вопросы
1
Нужно ли рассчитывать потенциал и устанавливать целевой уровень снижения потребления энергоресурсов и воды если здание построено меньше чем 5 лет назад?
Для объектов (зданий, строений, сооружений), введенных в эксплуатацию в течение 5 лет, предшествующих году установления целевого уровня снижения потребления ресурсов, потенциал снижения потребления ресурсов может быть принят равным нулю.
2
Если объект (здание, строение, сооружение) на 2020 год эксплуатируется 6 лет или менее, то когда начинать устанавливать целевой уровень снижения потребления ресурсов?
В таком случае установление целевого уровня снижения потребления ресурсов на первый 3-летний период производится на 7-ом году эксплуатации объекта на основании данных за 6-ой год эксплуатации (соблюдая сроки, предусмотренные ПП 1289). Базовым годом будет являться 6-й год эксплуатации объекта.
3
Где брать исходные данные для осуществления расчетов?
Для расчета потенциала и установления целевого уровня снижения потребления энергоресурсов и воды необходимо воспользоваться сведениями из деклараций о потреблении энергетических ресурсов за базовый год.
4
Где взять методику для расчета целевого уровня снижения в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых энергетических ресурсов и воды?
Всю необходимую информацию по заполнению можно скачать по ссылке.


5
В какой срок главным распорядителям бюджетных средств необходимо установить для находящихся в их ведении организаций целевой уровень снижения в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды?
Главные распорядители бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти, органами местного самоуправления, обязаны до 30 сентября 2020 г. установить для находящихся в их ведении организаций целевой уровень снижения в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и объема потребляемой ими воды (далее - целевой уровень снижения потребления ресурсов) исходя из необходимости совокупного снижения потребления энергетических ресурсов и воды в целом по указанным организациям.


6
Что такое базовый год и как его определить?
Базовый год – год, по отношению к показателям которого устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурса. Базовым годом, по отношению к показателям которого на трехлетний период в 2020 году устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов, является 2019 год. Для каждого последующего 3-летнего периода, базовым годом, по отношению к показателям которого устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов, является год, предшествующий очередному трехлетнему периоду, на который устанавливается соответствующий целевой уровень снижения потребления ресурсов.
7
Как нам узнать распространяются ли на наше здание/помещение требования методических рекомендаций по установлению целевого уровня снижения потребления энергоресурсов и воды?
Требования методических рекомендаций не распространяются:

- на культовые здания, строения, сооружения;

- временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

- здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

- объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ.);

- на аварийные и (или) подлежащие сносу в ближайшие 3 года объекты;

- на отдельно стоящие здания общей площадью менее 100 кв. м;

- на объекты государственных (муниципальных) учреждений (далее – объекты), не имеющие возможности оборудования приборами коммерческого учета энергетических ресурсов и воды, или по которым расчет за поставленные энергетические ресурсы и воду осуществляется не на основании показаний приборов коммерческого учета (для дизельного и иного жидкого топлива, твердого топлива в качестве приборов учета принимаются поверенные средства измерения, такие как весы, расходомеры и прочие);

- на электрические станции и котельные государственных (муниципальных) учреждений, использующих топливо для производства электрической и тепловой энергии, отпускаемой сторонним организациям.
8
А если мое здание не подходит ни под одну из указанных функционально-типологических групп в таблице П1-1? Нужно ли выполнять расчеты? Если нужно, то как? Как поступить если наше здание менее 100 кв. м.?
Да, нужно. Для объектов, не принадлежащих ни к одной из указанных в таблице П1‑1 функционально-типологических групп, определение потребляемых на объекте ресурсов и расчет удельных годовых расходов ресурсов рекомендуется осуществлять в общем порядке согласно пунктам 6.2 и 6.3 методических рекомендаций. Порядок определения потенциала снижения потребления ресурсов описан в пункте 6.4 методических рекомендаций.

В автоматизированной расчетной форме лист "1. Общие данные по зданию" в ячейке "Функционально-типологическая группа объектов" выбирается "Нетиповое учреждение"

Также для такого объекта потенциал снижения потребления энергоресурсов может быть определен на основании отчета о проведенном энергетическом обследовании (если энергетическое обследование не проводилось, то рекомендуется его провести).

Для таких зданий целевой уровень экономии ресурса на трехлетний период рекомендуется принимать равным 6%, или целевому уровню, установленному по итогам актуального энергетического обследования.

Здания площадью менее 100 кв. м. относят к группе "Нетиповое учреждение" и для таких зданий целевой уровень экономии ресурса на трехлетний период рекомендуется принимать равным 6%, или целевому уровню, установленному по итогам актуального энергетического обследования.

9
Нужно ли учитывать нетиповые энергетические ресурсы? Если нужно, то как?
Если иной вид энергетического ресурса расходуется на производство тепловой энергии для целей отопления и вентиляции, то удельный годовой расход рекомендуется определять в соответствии с разделами 6.3.7 – 6.3.8 методических рекомендаций. Вместо твердого топлива рекомендуется использовать соответствующий вид ресурса.

Данные о расходах иных видов ресурсов содержатся в декларациях о потреблении энергетических ресурсов организаций за базовый год.

Также для такого ресурса потенциал снижения потребления данного ресурса может быть определен на основании отчета о проведенном энергетическом обследовании (если энергетическое обследование не проводилось, то рекомендуется его провести).

Для таких энергоресурсов целевой уровень экономии ресурса на трехлетний период рекомендуется принимать равным 6%, или целевому уровню, установленному по итогам актуального энергетического обследования.

10
При заполнении листов автоматизированной расчетной формы ячейка «Заполните данные» не меняется, требует заполнить информацию, при этом вся информация внесена корректно, все необходимые строки заполнены. Как поступить в таком случае?
Открыть автоматизированную расчетную форму.

Нажать на «Файл» слева вверху программы.

Выбрать раздел «Параметры» в списке слева (этот пункт находится внизу списка). Откроется новое окно с настройками «Параметры Excel».

Слева в списке выбрать раздел «Формулы», обычно он находится ближе к началу списка. Справа появятся настройки пересчёта формул «Вычисления в книге» (варианты «автоматически» , «автоматически, кроме таблиц данных», и «вручную»). Необходимо выбрать вариант «автоматически».

Внизу справа нажать «OK».

Окно параметров закроется.

Если сразу не изменится на «Готово», нажать ещё клавишу F9 или перезапустить программу.

11
У нас есть группа зданий, но они на общем приборе коммерческого учета. Как в таком случае осуществляется расчет?
В случае, если на группе отдельно стоящих объектов учет энергетических ресурсов и воды осуществляется по показаниям общего для данной группы объектов прибора коммерческого учета, вместе с тем на указанных отдельно стоящих объектах установлены приборы технического учета энергетических ресурсов и воды, при расчетах по Методическим рекомендациям могут применяться показания данных приборов технического учета. Если приборы технического (коммерческого) учета отсутствуют, то необходимо их установить.
12
В перечне функционально-типологических групп нет стационарных (круглосуточных) учреждений социального обслуживания, полустационаров (дневное пребывание). Какую группу выбирать?
В случае отсутствия в функционально-типологических группах нетипового бюджетного учреждения, из предложенного списка выбирается – «Нетиповое учреждение».
13
В разделе "Режим работы" можно выбрать только 1 или 1,5 смены. Наши учреждения круглосуточные. Какой режим выбрать?
В Методических рекомендациях, согласно Приложению П3-2, разделение по режимам работы учреждения на 1 и 1,5 смены относится только административным зданиям и зданиям общеобразовательного назначения.

При использовании автоматизированной расчетной формы для других типов общественных зданий (детские сады, поликлиники, больницы, театры, спортивные сооружения и т.д.) выбор коэффициента, учитывающего режим работы учреждения не имеет значение, то есть, его следует оставить без изменения (по умолчанию - 1).

14
Какой расход бензина указывать в графе "Паспортный расход топлива", если у одного учреждения существует зимний и летний расход, городской и сельский цикл движения?
Показатель удельного расхода топлива содержится в инструкции по эксплуатации транспортного средства, в которой должен быть показатель «контрольный расход топлива, л/100 км при скорости движения 60 км/ч» и/или «контрольный расход топлива, л/100 км при скорости движения 80 км/ч». Соответственно, если указано несколько значений, то необходимо выбрать тот, который соответствует реальному режиму эксплуатации транспортного средства.

При наличии сведения об удельном расходе топлива в режимах «городской цикл», «загородной цикл» и «смешанный цикл» следует выбирать тот, который в большей степени соответствует реальному режиму эксплуатации транспортного средства.

15
В графе "Транспортное средство №" указывается только порядковый номер или марка автомобиля?
Можно и то и другое.
16
Что включает в себя понятие "теплонасосная установка"? Как определить объем потребленной электрической энергии теплонасосной установкой, если нет отдельного прибора учета для нее?
Теплонасосная установка – это такая установка, которая использует тепло из возобновляемых источников. Это вода, грунтовые воды, воздух, грунт. Тепло, забираемое из источника, передается основному теплоносителю. В зимний период температура теплоносителя поднимается до нужного уровня с помощью компрессора и происходит передача тепла туда, где это необходимо. В летний период возможна работа установки в "обратном" режиме, тепловой насос охлаждает воздух в помещениях и выводит наружу. По виду используемых источников тепла насосы подразделяются на системы: воздух-вода; воздух-воздух; вода-воздух и вода-вода. Выходная мощность установок имеет широкий диапазон, от единиц киловатт до нескольких сотен мегаватт.

Расчетным путем. Умножением количества часов работы Т/У на потребляемую мощность.
17
Что делать в случае, если, согласно методике расчета, целевой уровень эффективности высокий и потенциал снижения 0%, но потенциал для внедрения и проведения энергосберегающих мероприятий есть?
Методические рекомендации – это один из способов оценки потенциала, и полученные результаты не исключают возможности проведения мероприятий по повышению энергоэффективности. Если у вас имеются данные о потенциале, которые основаны, например, на проведенном энергетическом обследовании, то вы можете воспользоваться ими.
18
Что такое ГСОП?
ГСОП - число градусо-суток отопительного периода,°С×сутки. Величину ГСОП рекомендуется рассчитывать для температуры внутри помещений определенного типа объекта в зависимости от его функционального назначения по данным о продолжительности отопительного периода и средней за отопительный период температуры наружного воздуха в региональных центрах. Необходима для перевода удельных показателей к сопоставимому виду типовых объектов, находящихся в различных климатических зонах.
19
В таблицу «Ввод параметров используемых организацией транспортных средств для определения удельного расхода» Листа «8. УР моторного топлива» автоматизированной расчетной формы необходимо вносить каждое транспортное средство организации?
Да, необходимо внести годовой пробег и расход каждого ТС.
20
Если у нас все здания нетиповые и потребляется только электроэнергия, то нужно ли проводить расчеты для каждого здания?
Необходимо по каждому зданию провести расчет по потребляемой электроэнергии, определить удельный показатель потребления, который для каждого здания будет свой, после этого установить требование по снижению в размере 6% за три года.
21
Если не было обследования, то как определить фактическую температуру воздуха в здании в течение отопительного периода? Необходимо ли учитывать, есть ли перетоп/недотоп или нет?
Необходимо поинтересоваться у работников здания, имеются ли жалобы на отопление. Не используются ли дополнительные источники тепла, например, электрообогреватели. Для грамотного установления ЦУС необходимо для начала довести температуру внутри помещения до температуры равно или выше норматива (без использования неучтенных отопительных устройств).
22
Какой год брать за базовый, если в 2019 году проводился капитальный ремонт?
Необходимо взять данные за последний год, за который имеются полные данные. В данном случае, необходимо взять данные за полный год, предшествовавший капитальному ремонту.
23
Как ГРБС может установить ЦУС для подведомственных организаций, если его рассчитывает Автоматизированная расчетная форма, а форму заполняют каждая организация самостоятельно?
Решение о том, кто и как проводит расчеты ЦУС принимается ГРБС самостоятельно. При этом, ГРБС должен установить для находящихся в их ведении организаций ЦУС на основании проведенных расчетов.
24
Что делать, если мы выполняем требования программы энергосбережения, а энергетические ресурсы остаются на прежнем месте из-за того, что за это же время увеличивается кол-во оборудования в учреждении? И получается, так, что снижения ресурсов никакого и нет.
В случае, если учреждением в период реализации мероприятий в рамках трехлетнего периода введено в эксплуатацию или выведено из эксплуатации специализированное оборудование (не являющееся элементом инженерных систем здания), изменяющее суммарный годовой объема потребления отдельного энергетического ресурса и(или) воды данным объектом более чем на 1%, то при оценке достижения целевого уровня снижения потребляемых учреждением ресурсов рекомендуется корректировать объем потребления этого ресурса на объем его потребления данным оборудованием.
25
Если в 2019 году с января по май здание отапливалось природным газом, а с сентября по декабрь перешли на электро-отопление, то как рассчитывать снижение по теплу?
Если отказались от природного газа совсем, то его не следует учитывать. Объем электроэнергии, использованной для целей отопления за период с сентября по декабрь, необходимо экстраполировать на весь год и внести в калькулятор, переведя в тут, в Лист 7.
26
Если помещение обогревается электрическими конвекторами, то нужно ли учитывать потребляемую ими электроэнергию в Листе 7 «УР топлива на отопление и вентиляцию»?
Да, необходимо внести объем потребленной на нужды отопления и вентиляции электроэнергии как топливо, переведя в тут.
27
Если у нас есть снегоход, используем для прокладки лыжной трассы. Отнести снегоход к легковым автомобилям или есть другие варианты ответа?
Снегоходы необходимо отнести к легковым автомобилям.
28
Распространяются ли требования по определению целевого уровня снижения в отношении ресурса, по которому ранее был заключен энергосервисный контракт?
Если учреждением заключен энергосервисный контракт на экономию определенного вида ресурса, то это не освобождает от расчета целевых показателей. Необходимо сравнить расчеты с заявленной экономией по энергосервисному контракту.
29
На учреждения какой организационно-правовой формы распространяются требования ПП 1289 по установлению целевого уровня снижения (ЦУС) энергоресурсов и воды?
Требования распространяются на ГРБС и находящиеся в их ведении государственные (муниципальные) учреждения, а именно:

- на ГРБС только в части утверждения ЦУС для подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, для самих ГРБС ЦУС не устанавливаются (не следует устанавливать ЦУС для зданий, в которых располагаются ГРБС);

- на государственные (муниципальные) учреждения, которыми признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием - автономные, бюджетные и казенные – в части установления ЦУС по каждому учреждению с декомпозицией по объекту (зданию, строению, сооружению).

30
Необходимо ли вносить целевой уровень снижения потребления энергоресурсов в программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности учреждений?
Согласно пунктов 7,8,9 ППРФ 1289 - необходимо корректировать программы повышения энергоэффективности на основании произведенных расчетов ЦУС.:

7. Достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов обеспечивается за счет реализации мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций.

8. Организации обязаны разработать или скорректировать ранее утвержденные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с установленными целевыми уровнями снижения потребления ресурсов.

9. В отношении мероприятий утвержденных в установленном порядке программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов и не обеспеченных бюджетным финансированием, организации обязаны осуществить действия, направленные на заключение энергосервисного договора (контракта), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
31
Каким образом следует выполнять требования ПП-1289 в случае, если учреждение владеет помещением или арендует помещение (но не здание целиком)?
1. Если в помещении установлены счетчики потребления ресурсов и помещение находится в собственности:
1.1. Для расчета УР по ресурсам, объем потребления которых определяется на основании приборов учета, необходимо:
- выбрать «нетиповое здание»;
- в графе этажность поставить «1»;
- далее заполнить формы имеющимися данными.
1.2. Установить требование в размере 6%.
1.3. Разработать соответствующую программу повышения энергоэффективности.

2. Если в помещении установлены счетчики потребления ресурсов и помещение находится в аренде или в безвозмездном пользовании:
2.1. Для расчета УР по ресурсам, объем потребления которых определяется на основании приборов учета, необходимо:
- выбрать «нетиповое здание»;
- в графе этажность поставить «1»;
- далее заполнить формы имеющимися данными.
2.2. Установить требование в размере 6%.
2.3. Разработать программу повышения энергоэффективности с учетом ограничений, связанных с арендой (если они существуют).

3. Если в помещении отсутствуют счетчики потребления ресурсов и помещение находится в собственности:
3.1. УР не рассчитываются.
3.2. ЦУС не устанавливаются.
3.3 Учреждению необходимо установить счетчики потребления ресурсов (при технической возможности установки), а также разработать программу повышения энергоэффективности, включающую энергоэффективное поведение.

4. Если в помещении отсутствуют счетчики потребления ресурсов и помещение находится в аренде или в безвозмездном пользовании:
4.1. УР не рассчитываются.
4.2. ЦУС не устанавливаются.
4.3. В арендных платежах необходимо разделить затраты на саму аренду и на потребляемые ресурсы (при наличии технической возможности), а также разработать программу повышения энергоэффективности, включающую энергоэффективное поведение.

обучающие видео
Как сохранить лист "0. Результаты расчета"
показано в видеоролике
Основные требования и особенности расчета целевого уровня снижения потребления ресурсов
Ответы на 5 типичных вопросов об определении в сопоставимых условиях целевого уровня снижения потребления ресурсов
Основы заключения энергосервисных договоров (контрактов) государственными (муниципальными) учреждениями
Обучение для главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений по теме «Применение методических рекомендаций при установлении требований к снижению государственными (муниципальными) учреждениями энергетических ресурсов и воды»
Участие -
Бесплатное
Форма проведения -
Дистанционная, в формате вебинара
График обучения -
5, 12 августа 2020г. - тема: «Применение методических рекомендаций при установлении требований к снижению государственными (муниципальными) учреждениями энергетических ресурсов и воды»

Докладчик - Кваша Е.М. Директор «Национального центра энергоэффективности» Министерства экономического развития Российской Федерации

Начало в 09:00;


19 августа 2020 г. - тема: «Ответы на 5 типичных вопросов об определении в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

Докладчик - Кваша Е.М. Директор «Национального центра энергоэффективности» Министерства экономического развития Российской Федерации

Начало в 09:00;


26 августа 2020 г. - тема: «Основы заключения энергосервисных договоров (контрактов) государственными (муниципальными) учреждениями»

Докладчик - Туликов А. В. Генеральный директор Ассоциации - "РАЭСКО"

Начало в 09:00.

Форма для регистрации на вебинары -
Размещена на сайте технического организатора по ссылке